2 сентября на форуме во Владивостоке состоялись переговоры между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В результате встречи было анонсировано обоюдное желание стран найти решение вопроса о южных Курилах.
Олег Реут, кандидат технических наук, доцент кафедры сравнительных политических исследований СЗИУ РАНХиГС отвечает на ключевые вопросы о давнем территориальном споре России и Японии.
Каким в теории мог бы быть выход из затянувшегося территориального спора, в котором обе стороны окажутся в выигрыше?
Вопрос разрешения территориальных претензий — один из сложнейших в современной теории международных отношений. Прецедентный подход не является обоснованным, каждый территориальный или акваториальный спор по-своему уникален. Уже не раз в качестве рабочей упоминалась формула «2+2»: «раздел» островов при обязательстве японской стороны инвестировать в российскую экономику несколько миллиардов долларов. Однако для практической реализации технократический подхода потребуется внутренне противоречивое политическое решение. Сегодня поиск формулы и алгоритма выхода из территориального спора представляется менее серьёзными препятствием, чем процесс легитимации подготовленного решения.
Существуют ли известные примеры, когда две страны на равных участвовали в использовании и развитии спорной территории?
Нет, иначе определять такие территориальные локусы в категориях «спорного пространства» было бы некорректно. В конечном счёте, разрешение двустронних противоречий упирается в проблему классического суверенитета. И тогда не столь важно, как спорящие стороны вырабатывают и стремятся реализовать инновационное решение. Куда принципиальнее оказывается дилемма: согласна ли одна из сторон идти по пути эрозии суверенитета, признавая, что неспособность контролировать территорию свидетельствует об очевидном ограничении государственной состоятельности.
Какие цели преследует Япония, идя на сближение с Россией, несмотря на участие в западных санкциях против нашей страны?
Без заключения мирного договора с Российской Федерацией, без демонстрации результативности диалога по так называемым «северным территориям» потенциал Японии как региональной державы остаётся ограниченным. Желание японского премьера сдвинуть с мёртвой точки двусторонние отношения представляется естественным. Однако для замещения точек соприкосновения — с территориального спора на экономику — требуется новый уровень взаимного доверия. Свою готовность выстраивать долгосрочное партнёрство и Токио, и Москва продемонстрировали.
Россия всегда занимала твердую позицию относительно принадлежности островов южной Курильской гряды. Почему переговоры о территориях начались именно сейчас?
Игра с нулевой суммой — не самый лучший путь к установлению доверия. Ощутимый прогресс по любому пункту повести российско-японских отношений автоматически приводит к болезненным потерям для одной из сторон. Именно поэтому наиболее рациональной тактикой для несущего потери представлялся путь затягивания этого прогресса. Токио никогда не детализировало план инвестиционного и экономического сотрудничества, а Москва вполне успешно избегала предметного разговора об островах. В итоге переговоры уходили в штопор абстрактных благопожеланий. Сейчас возникли основания выйти из сложившейся логики действий. Пришло понимание того, что размен потерями теоретически возможен, но есть и дополнительная сложность, заключающаяся в несоизмеримости любых потенциальных уступок.
Не рискует ли правительство РФ имиджем, заявляя о готовности идти на компромисс относительно Курил?
Риск есть всегда. Вопросы позиционирования весьма принципиальны. Как избежать дискурса «торг за острова»? Как ответить на внутриполитические вызовы, которые неминуемо проявятся в риторике «зачем идти на компромиссы»? Как легитимировать результаты договорных усилий? Что об этом будет написано в школьных учебниках и в академических трудах, посвящённым итогам Второй мировой войны? Как только на эти вопросы будут найдены взаимно приемлемые ответы, так называемый «новый подход» в российско-японских отношениях получит сильнейший импульс.
Об эксперте
Олег Реут, кандидат технических наук, доцент кафедры сравнительных политических исследований СЗИУ РАНХиГС. Автор курсов «Анализ внешней политики», «Государственный суверенитет и международное вмешательство», «Внешняя политика стран Европейского союза на постсоветском пространстве».