Новости

SZIU EXPERT OPINIONS: Президент всех французов

29 Мая2017
SZIU EXPERT OPINIONS: Президент всех французов

Спикер нашей рубрики SZIU Expert Opinions – доцент факультета сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат политических наук Наталья Жидкова рассказала о победе Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции и будущем французской политики.

Эммануэль Макрон – новый президент Франции. Что можно сказать о его персоне?

В российской прессе публикуется множество материалов о новом французском президенте. Встречаются разные, порой противоречивые оценки предвыборной риторики, программы и самой личности президента. Одно можно сказать с определенностью: карьера Э.Макрона демонстрирует его политическую гибкость. Взгляды нового французского президента постепенно смещались с левого идеологического фланга на правый. После короткого пребывания в рядах социалистической партии Эммануэль Макрон основал свое собственное движение «En marche!», которое сам охарактеризовал как и левое, и правое. Такой широкий и нечеткий идеологический спектр – это некая заявка на статус «президента всех французов».

Нацеленность на максимальный охват электората вне традиционных системных партий – явление не новое в истории Франции. Достаточно вспомнить Шарля де Голля с его движением «Объединение Французского народа». Справедливости ради, нужно указать, что если голлистское движение смогло достичь парламентского успеха уже в IV Республике, то сам де Голль стал президентом по созданной им же Конституции только в V Республике. В настоящее время Макрон уже достиг электорального успеха, а вот статус его политического движения пока неясен. Только выборы в Национальное собрание покажут, каким реальным мобилизационным потенциалом обладает новый президент и созданное им движение.

Выигрыш президентской гонки – это неполная победа для президента Франции. Особенность французской премьерско-президентской системы состоит в приятном/неприятном ожидании для вновь избранного президента парламентских выборов. Во времена де Голля для президентов V Республики был придуман суперприз. Если во вновь избранном парламенте будет пропрезидентское большинство, то президент получает практически неограниченные полномочия. Но есть обратная сторона, создающая некоторую политическую напряженность, которая, однако, не влияет на устойчивость политической системы, именуется эта ситуация «сосуществованием».

«Сосуществование» (от фр. «cohabitation») – ситуация во французской политике, когда парламентское большинство не поддерживает политику президента. История показывает, что системного кризиса подобное «сосуществование» не вызывает, но заметно ограничивает возможности главы государства. Ждем парламентских выборов в июне 2017 года.

Макрон довольно молод, его называют самым молодым правителем Франции со времен Наполеона. Как вы считаете, почему французы доверили пост президента 39-летнему политику, и может ли стать уменьшение возраста кандидатов новым трендом в мировой политике?

Результаты этих выборов – это не о доверии к конкретной личности, а о сплочении электората вокруг кандидата противостоящего правым радикалам. В настоящем электоральном цикле не произошло консолидации антинационалистической коалиции, как это случилось в 2002 году. Но во втором туре пара Ле Пен /Макрон не оставила выбора оппонентам Национального фронта.

Вряд ли кто-нибудь возьмется утверждать, что возраст нового президента был решающим фактором, обусловившим его электоральный успех. По составу вновь сформированного правительства мы можем судить о другом тренде во французской политике, а именно об отказе от стереотипных представлений о политическом лидерстве. Среди министров в новом кабинете половину мест занимают женщины, при этом никто не сможет обвинить в полоролевой предопределенности при распределении портфелей.

Ситуации, когда министром социальной защиты становится женщина, а министром обороны – мужчина удалось избежать. В новом кабинете нет привязки ни к возрасту, ни к полу, ни к институциональной принадлежности. Кстати, половина министров не имеет партийной принадлежности, они относятся к представителям гражданского общества. Самым ярким из них является бывший кандидат в президенты, защитник природы Николя Юло, который не соглашался взять министерский портфель ни у Франсуа Олланда, ни у Николя Саркози.

Новым трендом, если не в мировой политике, то во французской, можно называть слом стереотипов. В любом случае происходят интересные события в политическом пространстве Франции, следить за которыми очень увлекательно.

Что можно сказать о политических взглядах и позиции Эммануэля Макрона? Он занимает нейтральную позицию, хотя раньше считался социалистом. Возможен ли в политике «срединный путь», или это говорит о нерешительности?

В электоральной борьбе, как правило, не бывает нейтральной точки зрения, «срединный» путь в политике невозможен. Политическая позиция Макрона отнюдь не нейтральна, его политические взгляды сочетают и социалистические, и либеральные ценности. Он представляет некую «третью» силу на фоне десятилетних чередований в V Республике социалистов и правоцентристов на президентском посту. Его выбор политических воззрений выглядит рациональным шагом и, возможно, определяется тем, что Эммануэль Макрон – новая фигура в президентской гонке. Во многом его появление на политическом олимпе обусловлено уходом политических «тяжеловесов»,например, таких, как Николя Саркози.

Макрон выступает за сохранение Евросоюза и углубление евроинтеграции. Может ли такая позиция замедлить (а то и вовсе обратить) центробежные процессы, которые начались в ЕС довольно давно и катализировались с брезкитом?

Не стоит ожидать каких-либо экстравагантных шагов от Макрона. Вероятно, его стратегия – маленькими шагами к большой цели. В любом случае его президентство дает ясный сигнал об отношении Франции к будущему Евросоюза, этот сигнал будет считываться и влиять на политическую повестку дня в дискуссии о будущем Европы.

По тому, что французы выбрали Макрона, что можно сказать об общественном запросе в стране? Какие надежды избиратели возлагают на победившего кандидата, что жителям Франции необходимо прежде всего?

Запрос как минимум половины французов пришедших на голосование 7 мая – это избежать правого радикализма. Франция, верная республиканским традициям, в очередной раз, отвергла националистический путь. Экономическая и социальная ситуация формирует запрос на изменения в обществе, на программы, предлагающие ориентиры для дальнейшего развития. Риторика Макрона строится на убеждении избирателя в том, что с этим президентом движение вперед обеспечено. И это позволяет утверждать о позитивном проекте президента Франции, хотя не совсем ясно, куда и как будет происходить это движение.

Как могут развиваться отношения Франции и России после смены администрации в Париже?

Возможно, что не будет достигнуто сердечного согласия между лидерами наших стран, но вежливость и хорошие манеры следует ожидать с обеих сторон.

Известно, что наше государственное руководство симпатизировало другому кандидату – Марин Ле Пен. Станет ли оно искать пути для построения диалога с молодым, проевропейским и самоуверенным президентом?

Диалог – это основа здоровых международных отношений. Вне зависимости от того, кто победил на президентских выборах, диалог будет выстроен. В ходе истории культурные, экономические и политические связи России и Франции подвергались гораздо большим испытаниям, и ничего – выстояли.

Автор текста: Артём Новиков

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

Телефон:
+7 (812) 335 94 94 

e-mail: sziu@sziu.ranepa.ru

Московский кампус РАНХиГС 
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

199178 Россия, г. Санкт-Петербург
Средний пр. В.О., д. 57/43

Телефон: +7 (812) 323 33 11

e-mail: priem@sziu.ranepa.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА

Телефон: +7 (812) 335 94 94 (доб. 1283)
 
e-mail: kirillova-ev@sziu.ranepa.ru
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши выпускники управляют страной!